Наблюдатель за правосудием Китая

中 司 观察

Английскийарабском Китайский (упрощенное письмо)ГолландскийФранцузскийНемецкийХиндиИтальянскийЯпонскийКорейскийПортугальскийРусскийИспанскийШведскийдревнееврейскийИндонезийскийВьетнамскийТайскийТурецкийMalay

Система помощника эксперта: свидетель-эксперт в Китае? - Руководство по китайским правилам предоставления доказательств (13)

аватар

 

В настоящее время судебные разбирательства часто связаны с высокопрофессиональными вопросами, которые обычно выходят за рамки компетенции судей, адвокатов и самих сторон. Для решения этих проблем судья может обращаться к экспертным заключениям, в то время как стороны могут привлекать помощников-экспертов (专家 辅助 人) - или «китайского эксперта-свидетеля», как называют некоторые люди, - чтобы помочь им выразить мнение по профессиональным вопросам. Хотя соответствующие правила помощника эксперта нуждаются в улучшении, стороны могут попытаться усилить убеждение в своем мнении.

I. Что такое эксперт-помощник?

Что касается профессиональных вопросов при рассмотрении дел, китайские судьи и стороны долгое время в значительной степени полагались на беспристрастную третью сторону, то есть эксперта, при проверке подлинности (для проверки подлинности см. ранней почте. Это вызвало некоторые проблемы: стороны и юристы, если без помощи экспертов, часто сталкиваются с трудностями при понимании экспертных заключений или других профессиональных вопросов и, следовательно, испытывают трудности с эффективным выражением целевых мнений. Это привело к неадекватному противнику в судебном процессе, что не способствует установлению фактов.

Чтобы решить вышеупомянутые проблемы, Положения Верховного народного суда о доказательствах в ходе гражданского судопроизводства (最高人民法院 关于 民事诉讼 的 的 若干 规定), сформулированные в 2001 году, впервые предусматривают, что стороны могут обращаться в суд за одним или два «опытных специалиста» (具有 专门 知识 的 人员), чтобы явиться в суд, чтобы объяснить профессиональные вопросы дела, задать вопросы эксперту и ответить на вопросы судей и сторон. Это положение было включено в Гражданский процессуальный закон (ГПЗ) в редакции 2012 года.

Однако термин «лицо с опытом», очевидно, звучит немного неудобно в судебном процессе, поэтому на практике некоторые могут называть его «свидетелем-экспертом», поскольку он похож на свидетеля-эксперта в системе общего права, тогда как некоторые другие называют его «помощником-экспертом». », Так как они считают, что опытный человек на самом деле является помощником в суде. Учитывая, что в соответствии с законодательством Китая мнения «специалистов» рассматриваются как заявления сторон, а не как свидетельские показания, в этом посте они будут именоваться «помощниками экспертов».

Из-за неоднозначных юридических положений, касающихся помощника эксперта, разные суды имеют разное понимание на практике. Некоторые суды рассматривают помощника эксперта как свидетеля и не допускают его к участию в судебном процессе; некоторые суды разрешают помощнику-эксперту занимать место нанявшей его / ее стороны.

II. Кто может быть опытным помощником?

В китайском законодательстве не указывается профессиональная квалификация помощников экспертов. Теоретически, если стороны считают, что кто-то может ясно объяснить связанные с этим профессиональные вопросы, они могут обратиться в суд с просьбой о явке в суд этого человека в качестве помощника-эксперта. [1] Это, очевидно, отличается от того факта, что эксперт по установлению подлинности должен быть выбран из экспертного списка суда. Однако на практике у разных судов разные подходы. Некоторые суды имеют «резерв экспертов-помощников», аналогичный списку экспертов; другие проверяют профессиональную квалификацию кандидатов, предложенных партиями. Кроме того, некоторые суды даже требуют, чтобы помощники экспертов были беспристрастной третьей стороной. [2]

Чтобы выбрать подходящих опытных помощников, сторонам лучше обращать внимание не только на их профессиональные способности, но и на их способность выражать свои мысли. Кроме того, стороны должны помочь этим помощникам-экспертам заранее подготовиться, что в некоторой степени похоже на подготовку свидетеля к появлению в суде.

III. По каким вопросам эксперт-помощник может высказать свое мнение?

Положения Верховного народного суда о доказательствах в гражданском судопроизводстве в редакции 2019 года подчеркивают, что помощники-эксперты могут выражать свое мнение только по экспертным заключениям и профессиональным вопросам. На практике к типичным ситуациям относятся:

1. Только комментирование экспертных заключений. Например, в случае ответственности Founder Technology Group Co., Ltd. за искажение фактов, связанных с ценными бумагами, в 2019 году институт судебной экспертизы провел профессиональный расчет убытков инвесторов и степени релевантности искажения. Основатель Technology Group привлекла помощника-эксперта, чтобы высказать свое мнение о расчетах.

2. Комментирование профессиональных вопросов при отсутствии экспертных заключений. В деле Цюн Яо (琼瑶, известный писатель) против Юй Чжэн (于 正, известный режиссер) о нарушении авторских прав, истец пригласил Ван Хайлиня (汪海林, известного сценариста) в качестве помощника эксперта, чтобы выразить мнение о том, сценарий в споре совершил плагиат; заключения были вписаны в основной текст приговора суда, что способствовало тому, что истец выиграл дело.

3. Выдача опровержения мнения другой стороны. В серии дел Qihoo 360 против Tencent за злоупотребление доминирующим положением на рынке и истец, и ответчик наняли помощников-экспертов. В суде помощники экспертов не только высказали собственное мнение, но и опровергли мнение коллеги. Кроме того, суд также организовал перекрестный допрос помощников экспертов с обеих сторон. В таких случаях помощники экспертов оказывали большое влияние на судей при расчете доли рынка в среде Интернета.

IV. Как ходатайствовать о явке помощника эксперта в суд?

Заинтересованная сторона должна до истечения срока для представления доказательств подать в суд заявление с указанием личности помощника эксперта, его / ее профессионального опыта, необходимости явки в суд и т. Д. Некоторые суды ( например, Высокий народный суд Чжэцзяна) разрешает сторонам подавать заявление о совместном явке эксперта и помощника эксперта в суд после вынесения заключения. На практике также встречаются случаи, когда помощников экспертов вводят только для того, чтобы они явились в суд во второй инстанции. [3]

Расходы на привлечение помощника-эксперта несут сами стороны.

V. Эффективность экспертных заключений на практике

Как упоминалось выше, из-за расплывчатых юридических положений, в определенной степени существует хаос в отношении фактической работы системы экспертного помощника. Кроме того, помощники-эксперты склонны отдавать предпочтение стороне, которая их привлекает, и иногда их мнения могут отклоняться от научных фактов. Эти проблемы заставляют некоторых людей пренебрегать ролью опытного помощника и, следовательно, влияют на эффективность их мнений. [4]

Тем не менее, поскольку в гражданском судебном процессе Китая возникает все больше и больше профессиональных вопросов, мы по-прежнему советуем нашим клиентам привлекать опытных помощников, объединяться с адвокатами, чтобы максимально использовать преимущества профессионалов.

VI. Вывод

Вообще говоря, должность помощника-эксперта в китайских законах недостаточно ясна, а неполные соответствующие правила далеки от удовлетворительных. Тем не менее, поскольку помощники-эксперты появляются все чаще и чаще, мы полагали, что эта система будет улучшена. В делах, связанных с профессиональными вопросами, мы настоятельно рекомендуем нашим клиентам привлекать опытных помощников, чтобы лучше решать проблемы и убеждать судей.

 

 

[1] 咏 主编 : 《最高人民法院 民事诉讼 与 适用》 , 人民法院 子 2015 年 , 第 397 页 ; 曹丽萍 : 家 辅助 人 意见 难以 被 采纳 的 原因》 , 载 国产权 杂志》 , 第 114 期

[2] 小利 : 《庭审 中心 主义 架构 下 专家 辅助 人 制度 实证 研究》 , 中国 司法 鉴定》 2018 , 第 3 期

[3] 小利 : 《庭审 中心 主义 架构 下 专家 辅助 人 制度 实证 研究》 , 中国 司法 鉴定》 2018 , 第 3 期

[4] 邓慧琼 : 《英美 法 系 和 我国 民事诉讼 «专家 证人» 制度 比较 分析》 , 载 «正见 永 申» 公众 号 , 2019 年 12 05 日 刊登

 

Фото Маркуса Винклера (https://unsplash.com/@markuswinkler) на Unsplash

Авторы: Чэньян Чжан 张 辰 扬 , Чжо Ивэй 卓 懿 伟

Сохранить как PDF

Вас также может заинтересовать

Расшифровка поворотного момента: более пристальный взгляд на признание Китаем банкротства Японии

В данной последующей статье основное внимание уделяется подробному рассмотрению китайским судом дела Шанхайской международной корпорации в 2023 году, подчеркивающему значение взаимности в процедурах трансграничного банкротства и подчеркивающему развивающийся подход Китая к признанию иностранных судебных решений (см. статью «Шанхайская международная корпорация» (2021 г.) ) Ху 03 Се Вай Жэнь №1).

SPC интерпретирует международные договоры и практику в китайских судах

В декабре 2023 года Верховный народный суд Китая (ВНС) подтвердил верховенство международных договоров над внутренним законодательством в гражданских и коммерческих делах, связанных с иностранцами, в своем «Толковании по некоторым вопросам, касающимся применения международных договоров и международной практики» (关于审理涉外民).商事案件适用国际条约和国际惯例若干问题的解释).

Малайзия отклонила ходатайство об исполнении решения Китая из-за «процессуальных нарушений» в 2023 году

В 2023 году Высокий суд Малайзии в Куала-Лумпуре отклонил ходатайство об исполнении денежного решения Китая, сославшись на процессуальные нарушения и подчеркнув важность соблюдения формальностей при представлении доказательств иностранных решений (Мах Сау Чеонг против Ви Лена, OS № WA- 24НЦвЦ-800-03/2022).

Пекинский международный коммерческий суд издал Руководство по применению Конвенции об апостиле HCCH 1961 года

Пекинский международный коммерческий суд издал руководящие принципы, разъясняющие применение Конвенции об апостиле HCCH 1961 года в Китае, с целью разъяснить процедуры для сторон, незнакомых с Конвенцией, и обеспечить более быстрый, экономичный и удобный трансграничный документооборот.

Рекомендации Пекинского суда по интеллектуальным правам: Сертификация квалификационных документов субъекта

В декабре 2023 года Пекинский суд по интеллектуальной собственности опубликовал двуязычное руководство, основанное на международных конвенциях и практических мнениях различных учреждений, о подтверждающих документах, подтверждающих квалификацию субъекта в иностранных делах.

Так говорили китайские судьи о получении доказательств за рубежом: мнение судей Верховного суда Китая о поправке к Гражданско-процессуальному закону 2023 года (3)

Гражданский процессуальный закон 2023 года вводит систематическую основу для сбора доказательств за рубежом, решая давние проблемы в гражданских и коммерческих судах, а также применяя инновационные методы, такие как использование устройств обмена мгновенными сообщениями, тем самым повышая эффективность и адаптируемость юридических процедур.

China Justice Observer

中国司法观察

EnglishArabicChinese (Simplified)Chinese (Traditional)DutchFrenchGermanItalianJapaneseKoreanPortugueseRussianSpanishSwedishIndonesianVietnameseThaiTurkish

Expert Assistant System: Expert Witness in China? - Guide to China's Civil Evidence Rules (13)

avatar

 

Nowadays litigation often involves highly professional issues, which usually go beyond the knowledge of judges, lawyers, and the parties themselves. In order to solve these problems, the judge can refer to expert opinions, while the parties can engage expert assistants(专家辅助人) — or "China’s expert witness" as dubbed by some people — to help them express opinions on professional issues. Although the relevant rules of expert assistant need to be improved, the parties can give it a try to strengthen the persuasion of their opinions.

I. What is the expert assistant?

In terms of professional issues in cases, Chinese judges and the parties have long relied heavily on the impartial third-party, i.e., the expert, in the authentication (for the authentication, see our earlier post. This has caused some problems: the parties and lawyers, if without the assistance of experts, often find it hard to understand the expert opinions or other professional issues, and therefore have difficulty in effectively expressing targeted opinions. This has resulted in inadequate adversary in the court trial, which is not conducive to the fact-finding.

To solve the above problems, the Provisions of the Supreme People’s Court on Evidence in Civil Litigation (最高人民法院关于民事诉讼证据的若干规定), formulated in 2001, stipulates for the first time that the parties could apply to the court for one or two “persons with expertise” (具有专门知识的人员) to appear in court, to explain the professional issues of the case, ask the expert questions, and to answer questions of the judges and the parties. This provision was incorporated into the Civil Procedure Law (CPL), as revised in 2012.

However, “person with expertise” obviously sounds a bit awkward in litigation, so in practice, some might call it “expert witness”, as it is similar to the expert witness under the common law system, whereas some others call it “expert assistant”, as they think the person with expertise is actually an assistant for the court trial. Given that the opinions of “persons with expertise” are regarded, under Chinese law, as the statement of the parties rather than the witness testimony, this post will refer to them as “expert assistants”.

Due to the ambiguous legal provisions on the expert assistant, different courts have different understandings in practice. Some courts regard the expert assistant as a witness and do not allow him/her to participate in the trial; some courts allow the expert assistant to take the seat of the party who has engaged him/her.

II. Who can be the expert assistant?

Chinese law does not specify the professional qualification of expert assistants. In theory, as long as the parties believe that someone can explain the professional issues involved clearly, they can apply to the court for the appearance in court of that person as an expert assistant. [1]This is obviously different from the fact that the expert in the authentication must be selected from the court’s expert list. However, in practice, different courts have different approaches. Some courts have a “pool of expert assistants” similar to the list of experts; others review the professional qualification of the candidates proposed by the parties. In addition, some courts even require expert assistants to be an impartial third-party. [2]

To select suitable expert assistants, the parties should better pay attention not only to their professional ability, but also to their expression ability. Also, the parties should help these expert assistants get prepared in advance, which is similar to preparing the witness to appear in court to some extent.

III. What issues can the expert assistant express opinions on?

The Provisions of the Supreme People’s Court on Evidence in Civil Litigation, as revised in 2019, emphasize that expert assistants can only express their opinions on expert opinions and professional issues. In practice, typical situations include:

1. Only commenting on the expert opinions. For example, in the case of securities-related misrepresentation liability of Founder Technology Group Co., Ltd. in 2019, the judicial expertise institution conducted professional calculation on the investors’ losses and the relevance degree with the misrepresentation. Founder Technology Group engaged the expert assistant to express opinions on the calculation.

2. Commenting on professional issues in the absence of expert opinions. In the case Qiong Yao (琼瑶, a famous writer) v. Yu Zheng (于正, a famous director) for copyright infringement, the plaintiff invited Wang Hailin (汪海林, a famous screenwriter) as an expert assistant to express opinions on whether the script in dispute committed plagiarism; the opinions were written into the main text of the judgment by the court, contributing to the plaintiff winning the case.

3. Issuing rebuttal opinions against those of the other party. In the series of cases of Qihoo 360 v. Tencent for abusing the dominant market position, both the plaintiff and the defendant engaged expert assistants. In the trial, the expert assistants not only expressed their own opinions, but also refuted the counterpart’s opinions. In addition, the court also organized cross-examination on expert assistants from both sides. In those cases, the expert assistants exerted a big influence on the judges in the calculation of market share under the Internet environment.

IV. How to apply for the expert assistant to appear in court?

The party concerned shall, before the expiration of the time limit for presenting evidence, submit an application to the court, stating the identity of the expert assistant, his/her professional background, and the necessity of appearing in court, etc. Some courts (e.g., Zhejiang High People’s Court) allow the parties to apply for the expert and the expert assistant to appear in court together after the expert opinion is made. In practice, there are also cases in which expert assistants are only introduced to appear in court in the second instance. [3]

The expenses for engaging the expert assistant shall be borne by the parties themselves.

V. The effectiveness of the expert assistant opinions in practice

As mentioned above, due to the vague legal provisions, there is chaos, to a certain degree, regarding the actual operation of the expert assistant system. In addition, expert assistants tend to favor the party engaging them, and sometimes their opinions may thus deviate from scientific facts. These problems make some people look down upon the role of expert assistant and therefore affect the effectiveness of their opinions. [4]

However, with more and more professional issues involved in China’s civil litigation, we would still advise our clients to engage expert assistants, to team up with attorneys so as to maximize the advantages of professionals.

VI. Conclusion

Generally speaking, the position of expert assistant in Chinese laws is not clear enough, and the incomplete related rules are far from satisfactory. However, with expert assistants appearing in more and more cases, we believed that this system will be improved. In cases involved with professional issues, we highly advise our clients to engage expert assistants to better tackle problems and persuade judges.

 

 

[1] 沈德咏主编:《最高人民法院民事诉讼法司法解释理解与适用》,人民法院出版社,2015年,第397页;曹丽萍:《专家辅助人意见难以被采纳的原因》,载《中国知识产权杂志》,第114期

[2] 杨小利:《庭审中心主义架构下专家辅助人制度实证研究》,载《中国司法鉴定》,2018年第3期

[3] 杨小利:《庭审中心主义架构下专家辅助人制度实证研究》,载《中国司法鉴定》,2018年第3期

[4] 邓慧琼:《英美法系和我国民事诉讼“专家证人”制度比较分析》,载“正见永申”公众号,2019年12月05日刊登

 

Photo by Markus Winkler (https://unsplash.com/@markuswinkler) on Unsplash

Contributors: Chenyang Zhang 张辰扬 , Zhuo Yiwei 卓懿伟

Save as PDF

You might also like

Degu Mediation of the Yi People in China

A closer look at Degu Mediation of the Yi Chinese people reveals how the traditional mediation mechanism evolves from functioning beyond the national framework to being incorporated into the judicial system.

Does Chinese Court approve Bitcoin Exchanges?

"No", answers a Shenzhen court in Gao v. Shenzhen Yunsilu Innovation Development Fund Enterprise (2018), ruling to set aside an arbitral award on the ground of public policy, given that cryptocurrency exchanges are banned in China.