Наблюдатель за правосудием Китая

中 司 观察

Английскийарабском Китайский (упрощенное письмо)DutchФранцузскийНемецкийХиндиИтальянскийЯпонскийKoreanПортугальскийРусскийИспанскийSwedishдревнееврейскийIndonesianвьетнамскийThaiТурецкийMalay

Как китайская полиция и прокуратура собирают электронные данные по уголовным делам?

Вс, 04 сен 2022
Категории: Инсайты
Авторы: Годун Ду

аватар

 

Ключевые вынос:

  • Изъятие электронных запоминающих устройств и извлечение электронных данных — два предусмотренных законом метода сбора электронных данных китайской полицией и прокуратурой.
  • Различные подходы будут применяться, когда речь идет о сборе электронных данных, находящихся в Китае и за его пределами.
  • Положения 2016 года — это первые правила в Китае, которые позволяют полиции удаленно получать доступ к электронным данным, расположенным на зарубежных серверах, в режиме онлайн, но не упоминают о международной помощи в уголовном судопроизводстве.
  • Правила 2019 г. вносят поправки в Положения 2016 г., указывая на уважение суверенитета иностранных данных. В соответствии с правилами 2019 года, что касается зарубежных электронных данных, полиция Китая может удаленно извлекать их онлайн, если они уже были опубликованы для общественности. Однако в случае, если он не был обнародован, полиции Китая не разрешается извлекать его в Интернете.

 

Китайская полиция и прокуратура могут собирать электронные данные путем конфискации электронных устройств хранения и извлечения электронных данных. Следует также отметить, что при сборе электронных данных, находящихся в Китае и за его пределами, применяются разные подходы.

I. Правила сбора электронных данных в уголовном процессе

В Китае свод правил по сбору электронных данных в уголовных делах восходит к 2010 году. Впоследствии Верховный народный суд Китая (ВНС), Верховная народная прокуратура (ВНП) и Министерство общественной безопасности сформулировали ряд правил об электронных данных. вопросы уголовного судопроизводства, судебного преследования и следствия. Есть четыре основных документа.

1. Мнения по некоторым вопросам, касающимся применения закона при рассмотрении уголовных дел, связанных с азартными играми в Интернете, обнародованные в 2010 г.

Это первый в Китае свод правил, касающихся использования электронных данных в уголовных делах, который был обнародован 31 августа 2010 г. SPC, SPP и Министерством общественной безопасности.

В соответствии с Заключениями 2010 года следственные органы должны извлекать, копировать и сохранять электронные данные, такие как страницы веб-сайтов, записи о подключении к Интернету, электронные письма, электронные контракты, записи об электронных транзакциях и электронные бухгалтерские книги, которые могут служить доказательством по уголовному делу для доказательства факты совершения преступления, связанного с азартными играми, и дает письменные пояснения по процессу сбора, копирования и сохранения таких электронных данных.

Однако Мнения 2010 г. не предъявляют более конкретных требований к методам сбора электронных данных.

2. Заключения по ряду вопросов, касающихся применения уголовно-процессуальных норм при рассмотрении уголовных дел в Интернете, обнародованные в 2014 г.

Заключения 2014 года были обнародованы СНК, СПП и Министерством общественной безопасности 4 мая 2014 года.

Мнения 2014 года впервые предлагают следующие два способа сбора электронных данных:

(1) получить оригинальные устройства хранения данных;

(2) для прямого извлечения электронных данных в случае невозможности доступа к исходным устройствам хранения.

3. Положения о некоторых вопросах сбора, извлечения, проверки и оценки электронных данных при производстве по уголовным делам, обнародованные в 2016 г. («Положения 2016 г.»,

Положения 2016 года были обнародованы СНК, СПП и Министерством общественной безопасности 9 сентября 2016 года.

Положения 2016 года устанавливают первые в Китае правила, касающиеся электронных данных в уголовных делах. Положения 2016 года в основном охватывают следующие аспекты:

(1) методы, используемые полицией (органами следствия) для сбора и извлечения электронных данных;

(2) как электронные данные демонстрируются и передаются из полиции в прокуратуру (прокуратуры) и от прокуратуры в суд; а также

(3) как суды проверяют и анализируют электронные данные.

4. Правила получения электронных доказательств при ведении органами общественной безопасности уголовных дел, обнародованные в 2019 г.

Правила 2019 г. были обнародованы Министерством общественной безопасности и вступили в силу с 1 февраля 2019 г. Правила 2019 г. касаются только того, как полиция, как следственные органы, обращается с электронными данными в процессе расследования уголовного дела. 

В Правилах 2019 г. дополнительно разъясняются шесть методов, с помощью которых полиция может собирать электронные данные:

(1) полиция может изъять и опечатать оригинальные устройства хранения;

(2) полиция может извлечь электронные данные с исходных устройств хранения на месте, если исходные устройства хранения не могут быть конфискованы;

(3) для электронных данных, опубликованных для общественности, и электронных данных в домашней удаленной компьютерной информационной системе полиция может получить доступ к данным в режиме онлайн через сеть;

(4) если поиск электронных данных неудобен из-за огромного объема данных и длительного времени, необходимого для их извлечения, полиция может заморозить электронные данные на исходных устройствах хранения, чтобы предотвратить их подделку или повреждение;

(5) полиция может также запросить соответствующие юридические и физические лица для извлечения электронных данных или запросить у них предоставление соответствующих данных; а также

(6) если исходные устройства хранения не могут быть конфискованы, электронные данные не могут быть извлечены и электронные данные самоуничтожатся, полиция может найти доказательства путем печати, фотографирования или записи.

II. Правила сбора зарубежных электронных данных

Все вышеупомянутые четыре документа также затрагивают вопрос о том, как Китай собирает зарубежные электронные данные в уголовных делах. Основные моменты резюмируются следующим образом:

1. Мнения 2010 г.

Если электронные данные хранятся на компьютере, находящемся за границей, полиция по-прежнему принимает их в качестве улики по уголовному делу для извлечения, копирования, сохранения и записи процесса. Протокол должен быть подписан свидетелем, который может свидетельствовать о процессе.

2. Мнения 2014 г.

Если исходные устройства хранения, на которых хранятся электронные данные, находятся за границей и полиция не имеет доступа к исходным устройствам хранения, полиция может извлечь электронные данные.

Однако Мнение 2014 года не разъясняет, как полиция извлекает электронные данные. Например, неясно, может ли китайская полиция выехать в место, где находятся оригинальные накопители, и извлечь их на месте или удаленно через сеть.

В Заключениях 2014 г. также ничего не говорится о том, следует ли извлекать такие доказательства с помощью международной судебной помощи.

3. Положения 2016 г.

Если исходные устройства хранения, на которых хранятся электронные данные, находятся за границей и у полиции нет доступа к исходным устройствам хранения, полиция может извлекать электронные данные, например, в режиме онлайн через Интернет.
Это первый случай, когда Китай предусматривает, что полиция может удаленно получать доступ к электронным данным, расположенным на зарубежных серверах, в режиме онлайн. Но опять же, в нем не упоминается о международной уголовно-правовой помощи.

Поэтому некоторые ученые в Китае выразили сомнения в том, что Положения 2016 г. противоречат кибербезопасности и суверенитету данных других стран, что привело к тому, что Правила 2019 г. скорректировали практику полиции по извлечению электронных данных за рубежом.

4. 2019 правил

Что касается электронных данных, опубликованных для общественности, и электронных данных в домашней удаленной компьютерной информационной системе, полиция может получить доступ к данным в режиме онлайн через сеть.

Правила 2019 г. вносят поправки в Положения 2016 г., указывая на уважение суверенитета иностранных данных.

Согласно Правилам 2019 года:

(1) Что касается иностранных электронных данных, полиция Китая может удаленно извлекать их онлайн, если они уже были опубликованы для общественности. Однако в случае, если он не был обнародован, полиции Китая не разрешается извлекать его в Интернете.

(2) Что касается электронных данных, хранящихся в удаленных компьютерных информационных системах в Китае, полиция Китая может удаленно извлекать их онлайн.

 

 

 

Фото Чарльз Делувио on Unsplash

Авторы: Годун Ду

Сохранить как PDF

Вас также может заинтересовать

Разрешение трансграничных споров в сфере электронной коммерции глазами китайских судов

Бум трансграничной электронной торговли в Китае привел к одновременному росту трансграничных споров между китайскими экспортерами, китайскими платформами электронной коммерции, зарубежными потребителями и зарубежными платформами электронной коммерции. Судьи интернет-суда Ханчжоу поделились своими размышлениями о судебном разбирательстве по делам о трансграничной электронной торговле.

Как Китай решает проблему трансграничного доступа к электронным данным в уголовных делах?

Верховная народная прокуратура Китая в своем опубликованном руководящем деле Jian Li No.67 показывает, как китайские прокуратуры анализируют электронные данные, полученные из-за рубежа.

Как китайская полиция и прокуратура собирают электронные данные по уголовным делам?

Изъятие электронных запоминающих устройств и извлечение электронных данных являются двумя установленными законом методами. Следует также отметить, что при сборе электронных данных, находящихся в Китае, и тех, которые находятся за пределами Китая, применяются разные подходы.

China Justice Observer

中司观察

EnglishArabicChinese (Simplified)DutchFrenchGermanHindiItalianJapaneseKoreanPortugueseRussianSpanishSwedishHebrewIndonesianVietnameseThaiTurkishMalay

How Chinese Police and Procurators Collect Electronic Data in Criminal Cases?

Sun, 04 Sep 2022
Categories: Insights

avatar

 

Key takeaways:

  • Seizure of electronic storage devices and electronic data extraction are the two statutory methods for Chinese police and procurators to collect electronic data.
  • Different approaches would apply when it comes to the collection of electronic data located in China and that located outside of China.
  • The 2016 Provisions is the first rules in China that allow the police to remotely access the electronic data located on overseas servers online, but makes no mention of international criminal judicial assistance.
  • The 2019 Rules amends the 2016 Provisions, indicating respect for foreign data sovereignty. Under the 2019 rules, In terms of overseas electronic data, China’s police may extract it online remotely where it has already been published to the public. However, in the case that it has not been made public, China’s police are not allowed to extract it online.

 

Chinese police and procurators may collect electronic data by seizure of electronic storage devices and electronic data extraction. It is also noteworthy that different approaches would apply when it comes to the collection of electronic data located in China and that located outside of China.

I. Rules on the Collection of Electronic Data in Criminal Proceedings

In China, the set of rules on electronic data collection in criminal cases dates back to 2010. Afterwards, China’s Supreme People’s Court (SPC), the Supreme People’s Procuratorate (SPP) and the Ministry of Public Security formulated a series of rules on electronic data issues in criminal trials, prosecutions, and investigations. There are four major documents.

1. The Opinions on Several Issues concerning the Application of Law in the Handling of Online Gambling Criminal Cases, promulgated in 2010 (the “2010 Opinions”, 关于办理网络赌博犯罪案件适用法律若干问题的意见)

This is China’s first set of rules concerning electronic data in criminal cases, which was promulgated by the SPC, the SPP and the Ministry of Public Security on 31 Aug. 2010.

Pursuant to the 2010 Opinions, investigation organs shall extract, copy and preserve electronic data, such as website pages, internet connection records, e-mails, electronic contracts, electronic transaction records, and electronic account books, which may serve as criminal evidence to prove the facts of committing a gambling crime, and shall make written explanations for the process of collecting, copying and preserving such electronic data.

However, the 2010 Opinions does not make more specific requirements for methods of electronic data collection.

2. The Opinions on Several Issues Concerning the Application of Criminal Procedures in Handling Internet-based Criminal Cases, promulgated in 2014 (the “2014 Opinions”, 关于办理网络犯罪案件适用刑事诉讼程序若干问题的意见)

The 2014 Opinions was promulgated by the SPC, the SPP and the Ministry of Public Security on 4 May 2014.

The 2014 Opinions provides the following two ways of collecting electronic data for the first time:

(1) to obtain the original storage devices;

(2) to directly extract the electronic data in the case that the original storage devices cannot be accessed.

3. The Provisions on Several Issues Concerning the Collection, Extraction, Examination and Judgment of Electronic Data in Handling Criminal Cases, promulgated in 2016 (the “2016 Provisions”, 关于办理刑事案件收集提取和审查判断电子数据若干问题的规定)

The 2016 Provisions was promulgated by the SPC, the SPP and the Ministry of Public Security on 9 Sept. 2016.

The 2016 Provisions sets up China’s first rules specific to electronic data in criminal cases. The 2016 Provisions mainly covers the following aspects:

(1) the methods that the police (investigation organs) use to collect and extract electronic data;

(2) how electronic data is demonstrated and transferred from the police to the public procurators (procuratorates) and from the public procurators to the courts; and

(3) how courts examine and review electronic data.

4. The Rules on Obtaining Electronic Data Evidence in Handling Criminal Cases by Public Security Authorities, promulgated in 2019 (the “2019 Rules”, 公安机关办理刑事案件电子数据取证规则)

The 2019 Rules was promulgated by the Ministry of Public Security and came into force as of 1 Feb. 2019. The 2019 Rules only addresses how the police, as the investigating organs, deal with the electronic data in the investigation process of criminal proceedings. 

The 2019 Rules further clarifies six methods by which the police can collect electronic data:

(1) the police may seize and seal up the original storage devices;

(2) the police may extract electronic data from the original storage devices on-site where the original storage devices cannot be seized;

(3) for the electronic data released to the public and the electronic data on the domestic remote computer information system, the police may access the data online through the network;

(4)where the retrieval of electronic data is inconvenient due to the sheer volume of data and the long time it takes to extract it, the police can freeze the electronic data on the original storage devices to prevent it from being tampered with or damaged;

(5) the police may also ask relevant entities and individuals to retrieve the electronic data or request them to provide relevant data; and

(6) where the original storage devices cannot be seized, the electronic data cannot be extracted, and the electronic data will self-destruct, the police may locate the evidence by printing, photographing, or recording.

II. Rules for the Collection of Overseas Electronic Data

All of the above-mentioned four documents also involve the issue of how China collects overseas electronic data in criminal cases. The highlights are summarized as follows:

1. The 2010 Opinions

Where the electronic data is stored in an overseas computer, the police shall still take it as criminal evidence to extract, copy, preserve and record the process. The record shall be signed by a witness who can attest to the process.

2. The 2014 Opinions

Where the original storage devices on which the electronic data is stored are located overseas and the police do not have access to the original storage devices, the police may extract the electronic data.

However, the 2014 Opinions does not clarify how the police extract the electronic data. For example, it is unclear whether the Chinese police can go to the place where the original storage devices are located and extract them on the spot or remotely through the network.

The 2014 Opinions is also silent on whether the extraction of such evidence should be carried out through international judicial assistance.

3. The 2016 Provisions

Where the original storage devices on which the electronic data is stored are located overseas and the police do not have access to the original storage devices, the police can extract the electronic data, such as extracting online via the internet.
This is the first time that China stipulates that the police can remotely access electronic data located on overseas servers online. But again, it makes no mention of international criminal judicial assistance.

Therefore, some scholars in China raised doubts about whether the 2016 Provisions conflicts with other countries’ cyber security and data sovereignty, which led to the result that the 2019 Rules adjusted the police’s practice of overseas electronic data extraction.

4. The 2019 Rules

For the electronic data released to the public and the electronic data on the domestic remote computer information system, the police may access the data online through the network.

The 2019 Rules amends the 2016 Provisions, indicating respect for foreign data sovereignty.

Under the 2019 Rules:

(1) In terms of overseas electronic data, China’s police may extract it online remotely where it has already been published to the public. However, in the case that it has not been made public, China’s police are not allowed to extract it online.

(2) In terms of electronic data stored on remote computer information systems in China, China’s police may remotely extract it online.

 

 

 

Photo by charlesdeluvio on Unsplash

Contributors: Guodong Du 杜国栋

Save as PDF

You might also like

Cross-border E-commerce Dispute Resolution in the Eyes of Chinese Courts

The booming cross-border e-commerce in China has resulted in a concomitant rise in cross-border disputes among Chinese exporters, Chinese e-commerce platforms, overseas consumers, and overseas e-commerce platforms. Judges of Hangzhou Internet Court shared their reflections on the trial of cross-border e-commerce cases.