Наблюдатель за правосудием Китая

中 司 观察

Английскийарабском Китайский (упрощенное письмо)ГолландскийФранцузскийНемецкийХиндиИтальянскийЯпонскийКорейскийПортугальскийРусскийИспанскийШведскийдревнееврейскийИндонезийскийВьетнамскийТайскийТурецкийMalay

Что говорится в новых правилах представления доказательств в Китае?

Вс, 21 фев 2021
Категории: Инсайты
Авторы: Годун Ду
Редактор: Лин Хайбин 林海斌

аватар

 

В декабре 2019 года Верховный народный суд (ВНС) обнародовал пересмотренный Правила гражданского свидетельства (《最高人民法院 关于 民事诉讼 证据 的 若干 规定》, далее «Правила»), который охватывает большинство правил доказывания в гражданском судопроизводстве Китая.

После того, как первая версия Правил была сформулирована в 2001 году, в Гражданский процессуальный закон Китая (CPL) трижды вносились поправки, и многие проблемы, связанные с доказательствами, продолжают возникать в гражданских судебных процессах. Таким образом, SPC пересмотрел и опубликовал Правила в 2019 году.

В Правилах 100 статей, из которых только 11 статей взяты из версии 2001 года, а остальные 89 статей являются пересмотренными или новыми положениями. Таким образом, видно, что в Правила внесены существенные изменения. 

Правила можно разделить на шесть частей, а именно: бремя доказывания, расследование, сбор и сохранение доказательств, срок представления доказательств и обнаружение доказательств, исследование доказательств, определение доказательств и дополнительные положения. По словам судьи Цзян Бисиня (江 必 新), вице-президента SPC, первые пять частей отражают «динамический процесс» доказательства от начала до конца гражданского судебного разбирательства. [1]

1. Бремя доказывания

А. Основной принцип

В гражданском судопроизводстве, если сторона заявляет факт в свою пользу, она должна представить доказательства, подтверждающие это. Это самый основной принцип правил гражданского свидетельства в Китае, то есть «бремя доказывания лежит на стороне, выдвигающей предложение». Но на этом основании есть исключения.

Б. Самостоятельное признание

Тот факт, что сторона предъявляет претензии к самой себе, представляет собой самостоятельное признание, и другой стороне не нужно представлять доказательства, подтверждающие такой факт. (Статья 3)

С. Само собой разумеющиеся факты

Стороны не обязаны нести бремя доказывания таких конкретных фактов, как: (1) факты, доказанные вступившими в силу арбитражными решениями, судебными решениями и нотариально удостоверенными документами; (2) естественные законы и общеизвестные факты; (3) факты, которые можно вывести из закона или жизненного опыта. (Статья 3)

D. Экстерриториальные доказательства

Обычно сторонам не требуется нотариально удостоверять и удостоверять экстерриториальные доказательства при их представлении в суд.

Однако, если экстерриториальное доказательство является документальным доказательством, оно должно быть нотариально засвидетельствовано государственной нотариальной конторой страны, в которой представлены доказательства; если экстерриториальные доказательства относятся к личности, они должны быть нотариально заверены государственной нотариальной конторой страны, в которой эти доказательства представлены, и удостоверены посольством или консульством Китая в этой стране. (Статья 10) 

E. Электронные данные

Электронные данные могут использоваться в качестве доказательства, но заинтересованная сторона должна предоставить оригинал. Копия, сделанная производителем электронных данных, которая соответствует оригиналу, или распечатка, непосредственно полученная из электронных данных, или другие средства вывода, которые могут быть отображены и идентифицированы, должны рассматриваться как исходные электронные данные. (Статья 15)

2. Расследование, сбор и сохранение доказательств

А. Ходатайство о судебном расследовании

Стороны и их представители могут обратиться в суд для расследования и сбора доказательств. (Статья 20)

B. Судебная экспертиза

Стороны могут по собственной инициативе обратиться в суд с просьбой о назначении свидетеля-эксперта для дачи экспертных заключений. (Статья 31)

Если суд считает, что факты, подлежащие доказыванию, должны быть доказаны заключениями экспертов в ходе судебного разбирательства дела, он информирует стороны для принятия решения о целесообразности обращения за судебной экспертизой в установленный срок. (Статья 30)

C. Порядок представления документальных доказательств

Заинтересованная сторона может обратиться в суд с просьбой обязать другую сторону представить документальные доказательства. (Статья 45)

Суд может решить, требовать ли от другой стороны представления документальных доказательств в соответствии с ролью документальных доказательств в деле. (Статья 46)

Если другая сторона отрицает свой контроль над документальными доказательствами, то суд должен определить подлинность такой претензии в соответствии с законами, обычаями и фактами дела. (Статья 45)

Если сторона, контролирующая документальные доказательства, отказывается предоставить документальные доказательства без уважительных причин, суд может определить, что документальные доказательства, заявленные другой стороной, действительно существуют. (Статья 48)

3. Срок представления доказательств и их обнаружения

А. Срок представления доказательств

Срок представления доказательств может быть согласован сторонами и утвержден судом.

Суд также может указать срок представления доказательств, в том числе срок представления доказательств в обычной процедуре первой инстанции не должен быть менее 15 дней, упрощенное производство не должно превышать 15 дней, время малой- рассмотрение претензий не может превышать 7 дней; срок второй инстанции не может быть менее 10 дней. (Статья 51)

Б. Обнаружение доказательств

Суд может организовать стороны для ознакомления с доказательствами в суде и дальнейшего определения основных спорных вопросов между двумя сторонами. (Статьи 56, 57) 

4. Исследование доказательств

А. Представление оригинала

При исследовании документальных доказательств, вещественных доказательств или аудиовизуальных материалов заинтересованная сторона должна предоставить их оригинал. (Статья 61)

Б. Заявление сторон

Стороны должны дать достоверное и полное изложение фактов дела. Стороны подписывают аффидевит и зачитывают его содержание перед тем, как сделать заявление. Если стороны умышленно дают ложные показания и препятствуют рассмотрению дела, суд их наказывает. (Статьи 63, 65)

С. Показания свидетеля

Свидетель дает показания в суде, если обе стороны не договорились об ином. Свидетель должен подписать аффидевит и зачитать его содержание в суде перед дачей показаний. (Статьи 68, 71)

Если свидетель умышленно дает ложные показания, участник процесса или любое другое лицо мешает свидетелю давать показания или заинтересованная сторона принимает ответные меры против свидетеля после дачи показаний, суд должен наказать соответствующее лицо. (Статья 78)

5. Определение доказательств

A. Обязанность судьи определять

Судья должен определять доказательства всесторонне и объективно, независимо оценивать доказательную силу доказательств, а также раскрывать причины и результаты судебного решения. (Статья 85)

Б. Определение единственного доказательства

Судья может определить отдельное доказательство по следующим аспектам:

а. Является ли доказательство оригиналом и соответствует ли копия оригиналу;

б. Соответствуют ли доказательства фактам дела;

c. Соответствуют ли форма и источник доказательств закону;

d. Является ли содержание доказательства достоверным;

е. Имеет ли свидетель или лицо, дающее показания, долю в заинтересованной стороне.

C. Одиночные доказательства (неподтвержденные доказательства) 

Судья не может принимать следующие единичные доказательства в качестве основания для установления фактов:

а. Заявление сторон; 

б. Свидетельские показания, данные лицом, не имеющим или имеющим ограниченную дееспособность к гражданскому поведению, не соответствующему его возрасту, интеллекту или психическому здоровью 

c. Показания свидетеля, имеющего отношение к заинтересованной стороне или его агенту;  

d. Аудиовизуальные материалы и электронные данные с сомнениями;

е. Копии и репродукции, которые невозможно сверить с оригиналом.


Ссылка:

[1]江必新.关于理解和适用新民事证据规定的若干问题[J].法律适用,2020(13):38-42.

Авторы: Годун Ду

Сохранить как PDF

Соответствующие законы на портале законов Китая

Вас также может заинтересовать

Так говорили китайские судьи о получении доказательств за рубежом: мнение судей Верховного суда Китая о поправке к Гражданско-процессуальному закону 2023 года (3)

Гражданский процессуальный закон 2023 года вводит систематическую основу для сбора доказательств за рубежом, решая давние проблемы в гражданских и коммерческих судах, а также применяя инновационные методы, такие как использование устройств обмена мгновенными сообщениями, тем самым повышая эффективность и адаптируемость юридических процедур.

Так говорили китайские судьи о трансграничном процессуальном обслуживании: мнение судей Верховного суда Китая о поправке 2023 года к Гражданскому процессуальному закону (2)

В Гражданском процессуальном законе 2023 года принят проблемно-ориентированный подход, который устраняет трудности в обслуживании судебных дел по делам, связанным с иностранцами, путем расширения каналов и сокращения срока обслуживания по периоду публикации до 60 дней для сторон, не имеющих постоянного места жительства, что отражает более широкую инициативу по повышению эффективности. и адаптировать правовые процедуры к сложностям международных судебных разбирательств.

Поворотный момент: Китай первым признал решение Японии о банкротстве

Историческим событием стало то, что Шанхайский суд признал решение о банкротстве Японии в 2023 году, сигнализируя о потенциальном сдвиге в традиционно напряженной ситуации взаимного признания между Китаем и Японией ((2021) Hu 03 Xie Wai Ren No.1).

Суд Вэньчжоу в Китае признал финансовое решение Сингапура

В 2022 году местный китайский суд в Вэньчжоу, провинция Чжэцзян, постановил признать и привести в исполнение денежное решение, вынесенное судами штата Сингапур, как это показано в одном из типичных дел, связанных с инициативой «Пояс и путь» (BRI), недавно опубликованном китайским комитетом. Верховный народный суд (Shuang Lin Construction Pte. Ltd. против Паня (2022) Чжэ 03 Се Вай Жэнь № 4).

СПК выдает судебное толкование установления иностранного права

В декабре 2023 года Верховный народный суд Китая издал судебную интерпретацию установления иностранного права, содержащую всеобъемлющие правила и процедуры для китайских судов, направленную на устранение трудностей, возникающих в судебных процессах, связанных с иностранными государствами, и повышение эффективности.

Местный суд Китая впервые отменил консульскую аутентификацию

В ноябре 2023 года историческое решение суда Чэнду в случае признания иностранного решения о разводе освобождает консульскую аутентификацию от ответственности, что ознаменовало первое применение Конвенции об апостиле в китайских судах.

Конвенция об апостиле вступает в силу в Китае

В ноябре 2023 года в Китае вступила в силу Гаагская конвенция 1961 года, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Конвенция об апостиле), упрощающая процедуры трансграничных документов со 125 странами и устраняющая необходимость консульской легализации иностранных официальных документов.

Юридический перекресток: Канадский суд отказывает в вынесении упрощенного решения ради признания китайского решения, когда сталкивается с параллельным разбирательством

В 2022 году Верховный суд Онтарио, Канада, отказался вынести решение в порядке упрощенного судопроизводства для исполнения денежного решения Китая в контексте двух параллельных разбирательств в Канаде, указав, что эти два разбирательства должны проводиться одновременно, поскольку фактическое и юридическое дублирование имеет место и подлежит судебному разбирательству. вопросы касались защиты естественной справедливости и государственной политики (Циндао Топ Стил Индастриал Ко. Лтд. против Fasteners & Fittings Inc., 2022 ONSC 279).

China Justice Observer

中国司法观察

What Does China's New Civil Evidence Rules Say?

Sun, 21 Feb 2021
Categories: Insights

avatar

 

In December 2019, the Supreme People’s Court (SPC) promulgated the revised Civil Evidence Rules (《最高人民法院关于民事诉讼证据的若干规定》, hereinafter “the Rules”), which covers most rules of evidence in China’s civil procedure.

After the first version of the Rules being formulated in 2001, China’s Civil Procedure Law (CPL) has been amended three times, and many evidence-related problems keep popping out in civil litigation. Therefore, the SPC revised and promulgated the Rules in 2019.

There are 100 articles in the Rules, only 11 articles of which are from the 2001 version, while the other 89 articles are revised or newly added provisions. Thus, it can be seen that substantial changes have been made to the Rules. 

The Rules can be divided into six parts, namely: the burden of proof, the investigation, collection and preservation of evidence, the time limit of evidence presentation and evidence discovery, the examination of evidence, the determination of evidence, and supplementary provisions. According to Judge Jiang Bixin (江必新), the vice president of the SPC, the first five parts reflect the “dynamic process” of evidence from the beginning to the end of civil litigation.[1]

1. The burden of proof

A. Basic principle

In civil litigation, if a party claims a fact in his own favor, he should present evidence to prove it. This is the most basic principle of civil evidence rules in China, that is, “the burden of proof lies with the party asserting a proposition.” But on this basis, there are some exceptions.

B. Self-admission

The fact that the party claims against himself constitutes a self-admission, and the other party need not to present evidence to prove such fact. (Article 3)

C. Self-evident facts

The parties need not bear the burden of proof for such specific facts as: (1) the facts proved by effective arbitral awards, court judgments, and notarized documents; (2) the natural laws and the well-known facts; (3) the facts that can be deduced from the law or life experience. (Article 3)

D. Extraterritorial evidence

The parties usually do not need to notarize and certify the extraterritorial evidence when they submit it to the court.

However, if the extraterritorial evidence is documentary evidence, it must be notarized by the public notary office of the country where the evidence is produced; if the extraterritorial evidence relates to personal identity, it must be notarized by the public notary office of the country where the evidence is produced and certified by the Chinese embassy or consulate in that country. (Article 10) 

E. Electronic data

Electronic data may be used as evidence, but the party concerned shall provide the original copy. The copy made by the producer of electronic data that is consistent with the original, or the printout directly derived from the electronic data, or other output media that can be displayed and identified shall be regarded as the original electronic data. (Article 15)

2. Investigation, collection and preservation of evidence

A. Request for court investigation

The parties and their agents may apply to the court for investigation and collection of evidence. (Article 20)

B. Judicial expertise

The parties may, on their own initiative, apply to the court to appoint an expert witness to issue expert opinions. (Article 31)

If the court considers that the facts to be proved need to be proved by expert opinions during the case trial, it shall inform the parties to decide whether to apply for judicial expertise within a specified period of time. (Article 30)

C. Order for presenting documentary evidence

The party concerned may request the court to order the other party to present documentary evidence. (Article 45)

The court may decide whether to require the other party to present documentary evidence according to the role of the documentary evidence in the case. (Article 46)

If the other party denies its control of the documentary evidence, then the court should determine the authenticity such claim according to the laws, the customs and the facts of the case. (Article 45)

If the party controlling the documentary evidence refuses to present the documentary evidence without justifiable reasons, the court may determine that the documentary evidence claimed by the other party truly exists. (Article 48)

3. Time limit of evidence presentation and evidence discovery

A. Time limit of evidence presentation

The time limit of evidence presentation may be negotiated by the parties and approved by the court.

The court may also specify the time limit of evidence presentation, among which, the time limit of evidence presentation in the ordinary procedure of first instance shall not be less than 15 days, that of summary procedure shall not exceed 15 days, that of small-claims cases shall not exceed 7 days; that of second instance shall not be less than 10 days. (Article 51)

B. Evidence discovery

The court can organize the parties to make evidence discovery before the court, and further determine the main disputed issues between the two parties. (Articles 56, 57) 

4. Examination of evidence

A. Presentation of the original

When examining documentary evidence, physical evidence or audio-visual materials, the party concerned shall produce the original thereof. (Article 61)

B. Statement of the parties

The parties shall make a true and complete statement of the facts of the case. The parties shall sign an affidavit and read out the content thereof before making the statement. If the parties intentionally make a false statement and obstruct the case trial, the court shall punish them. (Articles 63, 65)

C. Testimony of witness

The witness shall testify in court, unless otherwise agreed by both parties. The witness shall sign an affidavit and read out the content thereof in court before testifying. (Articles 68, 71)

If a witness intentionally makes a false statement, a participant in the proceedings or any other person obstructs the witness from testifying, or the party concerned retaliates against the witness after testifying, the court shall punish the relevant person. (Article 78)

5. Determination of evidence

A. The judge’s determination duty

The judge should determine the evidence comprehensively and objectively, independently evaluate the evidence’s probative force, as well as disclose the reasons and results of the judgment. (Article 85)

B. Determination of a single piece of evidence

The judge can determine a single piece of evidence from the following aspects:

a. Whether the evidence is the original and whether the copy is consistent with the original;

b. Whether the evidence is relevant to the facts of the case;

c. Whether the form and source of evidence conform to the law;

d. Whether the content of the evidence is authentic;

e. Whether the witness or the person providing evidence has a stake in the party concerned.

C. Solitary evidence (Uncorroborated evidence) 

The judge cannot take the following solitary evidence as the basis of fact-finding:

a. The statement of the parties; 

b. The testimony made by a person without or with limited capacity for civil conduct that is not commensurate with their age, intelligence, or mental health; 

c. The testimony made by a witness who has a stake in the party concerned or his agent;  

d. Audio-visual materials and electronic data with doubts;

e. Copies and reproductions that cannot be checked with the original.


Reference:

[1]江必新.关于理解和适用新民事证据规定的若干问题[J].法律适用,2020(13):38-42.

Contributors: Guodong Du 杜国栋

Save as PDF

Related laws on China Laws Portal

You might also like

Are Directorship Agreements Arbitrable in China?

No, the agreement, at least the part relating to the organizational structure and internal governance matters, may not be arbitrable, says Beijing Second Intermediate People's Court in Tang v. Beijing XX Decoration Technology Company (2019).

Can LEGO Toys Be Copyrighted in China?

'Yes, LEGO toys can be copyrighted as artworks', says Shanghai High People's Court in a criminal copyright infringement case in 2020, marking the latest judicial policy in IPR protection over decades.