Наблюдатель за правосудием Китая

中 司 观察

Английскийарабском Китайский (упрощенное письмо)DutchФранцузскийНемецкийХиндиИтальянскийЯпонскийKoreanПортугальскийРусскийИспанскийSwedishдревнееврейскийIndonesianвьетнамскийThaiТурецкийMalay

Китай опубликовал новый судебный консенсус по трансграничным коммерческим и морским спорам

Вс, 27 фев 2022
Категории: Инсайты
Редактор: Лин Хайбин 林海斌

аватар

Ключевые вынос:

  • Резюме конференции 2021 года, опубликованное SPC, представляет собой консенсус китайских судов в отношении трансграничных коммерческих и морских судебных разбирательств.
  • Хотя это и не является юридически обязывающим нормативным документом, резюме конференции представляет собой консенсус большинства китайских судей. По мнению Верховного народного суда (ВНС), итоги конференции не могут использоваться китайскими судами в качестве правовой основы, но могут использоваться для вынесения судебных решений по юридическим вопросам.
  • Резюме конференции 2021 года затрагивает широкий круг тем, включая положения о юрисдикции, трансграничные электронные услуги, применение КМКПТ, бездействующие инвестиции иностранных инвесторов в китайские предприятия, а также признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений.


31 декабря 2021 г. Верховный народный суд (ВНС) издал «Резюме конференции симпозиума по иностранным коммерческим и морским судебным разбирательствам по всей стране(далее именуемый «Резюме конференции 2021», 全国法院涉外商事海事审判工作座谈会会议纪要).

Как представлено в нашем ранней почте, китайские суды время от времени выпускают резюме конференций, которые могут служить руководством для судей в их судебных процессах. Однако итоги конференции не являются юридически обязывающим нормативным документом, как судебное толкование, а лишь отражают консенсус большинства судей, аналогичный сложившемуся мнению. Для получения дополнительной информации о резюме конференции, пожалуйста, прочитайте «Как резюме судебной конференции Китая влияет на судебное разбирательство?». 

В соответствии с предыдущее объяснение Второго гражданского отдела SPC о характере резюме конференции 2019 года по гражданским и хозяйственным делам судов по всей стране (全国法院民商事审判工作会议纪要), резюме конференции не является судебным толкованием, и, следовательно, суд, на с одной стороны, не может ссылаться на него как на правовое основание для судебного решения, но, с другой стороны, может сделать обоснование применения права согласно резюме конференции в части «Заключение суда».

Резюме конференции 2021 года основано на симпозиуме по иностранным коммерческим и морским судебным процессам по всей стране, проведенном SPC 10 июня 2021 года, и подготовлено SPC после рассмотрения мнений всех сторон.

Резюме конференции 2021 года представляет собой консенсус китайских судов по трансграничным коммерческим и морским спорам. Если вы были или можете быть вовлечены в трансграничный судебный процесс в Китае, вы должны обратить внимание на резюме конференции.

Итоги конференции 111 года состоят из 2021 статей и трех частей: а). коммерческие вопросы, связанные с иностранными делами (статьи 1-50); б) морские дела, связанные с иностранными делами (статьи 51-89); и c) судебный пересмотр арбитража (статьи 90-111).

В резюме конференции 2021 года заслуживают внимания следующие моменты.

I. Соглашение о юрисдикции в отношении трансграничных потребительских договоров о покупках в Интернете

Если платформа электронной коммерции использует стандартные условия для заключения трансграничных договоров о покупках в Интернете с потребителями, но не может разумно напомнить потребителям о содержащейся в них оговорке о юрисдикции, потребители могут потребовать, чтобы оговорка о юрисдикции была исключена из договора.

Кроме того, даже когда платформа электронной коммерции выполнила обязательство по разумному уведомлению, если пункт о юрисдикции предусматривает, что компетентный суд находится в иностранном государстве, отличном от страны проживания потребителя, что необоснованно увеличивает затраты потребителей на получение помощи. , потребители также могут требовать признания недействительным положения о юрисдикции.

Это означает, что китайские потребители могут предъявлять иски зарубежным платформам электронной коммерции, таким как Amazon (например, Amazon Global Store), в Китае, не будучи связанным соглашением о юрисдикции, сформулированным Amazon.

II. Соглашение об исключительной юрисдикции

Что касается юрисдикции, необходимо уточнить презумпцию соглашения об исключительной юрисдикции. Если в соглашении о юрисдикции, подписанном сторонами контракта, связанного с иностранными делами, или других имущественных споров, прямо указывается компетентный суд определенной страны, но не указывается его характер как соглашения о неисключительной юрисдикции, оно должно толковаться как соглашение об исключительной юрисдикции.

Похожие сообщения:

III. Уклонение от судебного разбирательства и запрет на выезд из страны

При рассмотрении коммерческих споров, связанных с иностранными делами, соответствующему персоналу, подпадающему под все следующие условия, суд может запретить выезд из Китая: а). тот, кто участвует в незавершенных коммерческих делах, связанных с иностранными делами в Китае; б) тот, кому запрещен выезд из Китая, является стороной рассматриваемого дела или законным представителем/лицом, ответственным за указанную сторону; c) тот, кто может уклоняться от судебного разбирательства/исполнения юридических обязательств; г) тот, кто критически относится к честности судебного разбирательства или может сделать решение неисполнимым, если он покинет Китай.

«[Т] тот, кто может уклониться от судебного разбирательства/исполнения юридических обязательств» относится к обстоятельству, при котором заявитель, скорее всего, выиграет гражданский иск, поэтому ответчик может уклониться от судебного разбирательства/исполнения юридических обязательств, покинув Китай.

Однако, если у ответчика имеется достаточно имущества, доступного для конфискации на территории Китая, ему/ей не запрещается покидать Китай.

IV. Трансграничный электронный сервис

Если китайскому суду необходимо вручить процесс лицу, которое должно быть вручено без постоянного места жительства в Китае, и электронное обслуживание не запрещено национальным законодательством страны лица, которое будет вручаться, китайский суд может подать процесс с помощью электронного обслуживания. в соответствии с законом, если иное не запрещено международными договорами, заключенными или к которым присоединился Китай.

Если страна вручаемого лица является государством-участником Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам («Гаагская конвенция о вручении») и возражает против вручения по почте в соответствии с Гаагской конвенцией о вручении, будет истолковываться как не допускающий электронной службы, и китайский суд не может обслуживать процесс с помощью электронной службы.

V. Применение КМКПТ

Контракты на международную куплю-продажу товаров, заключенные сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных Договаривающихся государствах КМКПТ, автоматически регулируются КМКПТ, если иное прямо не согласовано сторонами.

VI. Бездействующие инвестиции иностранных инвесторов в китайские предприятия

Если иностранный инвестор осуществляет бездействующие инвестиции в китайское предприятие и теперь требует подтвердить или изменить свой статус акционера, китайский суд рассматривает запрос следующим образом:

1. Если китайское предприятие попадает в поля, запрещенные негативным списком иностранных инвестиций, запрос будет отклонен;

2. Если китайское предприятие не подпадает под области, запрещенные отрицательным списком иностранных инвестиций, суд выносит решение о том, что номинальный акционер должен передать капитал под своим именем фактическому инвестору;

3. Если китайское предприятие подпадает под области, ограниченные отрицательным списком иностранных инвестиций, суд выносит решение о том, что номинальный акционер должен передать капитал под своим именем фактическому инвестору и помочь предприятию с иностранными инвестициями в переходе через процедуры проверки и утверждения.

Стоит отметить, что в прошлом многие иностранные инвесторы доверяли китайским сторонам в качестве номинальных акционеров владеть акциями от их имени, чтобы избежать китайского регулирования иностранных инвестиций. Теперь, после ослабления китайского регулирования иностранных инвестиций, иностранные инвесторы требуют владения акциями на свое имя. Эти иностранные инвесторы должны принять к сведению вышеуказанные правила.

VII. Признание и исполнение иностранных судебных решений

Китайские суды сначала проверят, заключили ли страна, в которой вынесено решение, и Китай международные договоры или присоединились ли они к ним. Если да, то соответствующий международный договор имеет преимущественную силу; если нет, или если да, но при отсутствии соответствующих положений международного договора, китайские суды должны проверить наличие взаимности между указанной страной и Китаем.

В частности, китайские суды признают наличие взаимности в случае любого из следующих обстоятельств:

1. когда решения китайских судов по гражданским и торговым делам могут быть признаны и приведены в исполнение судами этой страны в соответствии с законодательством этой страны;

2. если Китай достиг понимания или консенсуса о взаимности со страной, в которой находится суд, принимающий решения; или

3. если страна, в которой находится суд, взяла на себя взаимные обязательства перед Китаем по дипломатическим каналам или Китай сделал это перед этой страной, и нет никаких доказательств того, что эта страна на основе взаимности отказалась признать и обеспечивать соблюдение решений / постановлений китайских судов.

Авторы: Годун Ду , Мэн Ю 萌

Сохранить как PDF

Вас также может заинтересовать

Как написать заявление о приведении в исполнение судебного решения иностранного государства в Китае - серия прорывных решений в сборе судебных решений в Китае (VI)

В 2022 году Китай опубликовал знаменательную судебную политику в отношении приведения в исполнение иностранных судебных решений. В этом посте рассказывается, что следует включать в заявление о приведении в исполнение иностранного судебного решения в Китае.

Как китайские суды определяют принцип взаимности при исполнении судебных решений в иностранных государствах — прорыв в сборе судебных решений в Китае, серия (III)

В 2022 году Китай опубликовал знаменательную судебную политику в отношении исполнения иностранных судебных решений. В этом посте рассматриваются недавно введенные критерии определения взаимности, которые обеспечивают усилия по существенному открытию дверей для иностранных судебных решений.

Китай преодолевает последнее препятствие для признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений в 2022 году

Резюме конференции 2021 года позволяет исполнять в Китае еще большее количество иностранных судебных решений, существенно улучшая как «порог», так и «критерии».

Китай издает знаменательную судебную политику в отношении исполнения иностранных судебных решений - прорыв в сборе судебных решений в Китае, серия (I)

Верховный народный суд Китая подробно рассказал о том, как китайские суды будут рассматривать дела, связанные с признанием и исполнением иностранных судебных решений, в резюме конференции, открывая новую эру сбора судебных решений в Китае.

Китай опубликовал новый судебный консенсус по трансграничным коммерческим и морским спорам

Недавно выпущенный Верховным судом Китая отчет о конференции 2021 года, посвященный трансграничным коммерческим и морским спорам, касается, в частности, положений о юрисдикции, трансграничных электронных услуг, а также признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений.

Реакция на судебный взрыв в Китае: поправка 2021 года к гражданско-процессуальному законодательству

Недавно измененный гражданско-процессуальный закон Китая направлен на сокращение количества дел и упрощение судебного разбирательства, в частности, за счет поощрения онлайн-судебных разбирательств и поддержки посредничества.

China Justice Observer

中司观察

EnglishArabicChinese (Simplified)DutchFrenchGermanHindiItalianJapaneseKoreanPortugueseRussianSpanishSwedishHebrewIndonesianVietnameseThaiTurkishMalay

China Issues New Judicial Consensus on Cross-border Commercial and Maritime Litigation

Sun, 27 Feb 2022
Categories: Insights

avatar

Key takeaways:

  • The 2021 Conference Summary issued by the SPC represents the consensus of Chinese courts on cross-border commercial and maritime litigation.
  • Though not a legally binding normative document, a conference summary represents the consensus among the majority of Chinese judges. In the view of the Supreme People’s Court (SPC), a conference summary cannot be invoked by Chinese courts as the legal basis, but can be used for court reasoning on legal matters.
  • The 2021 Conference Summary addresses a wide variety of subjects, including jurisdiction clauses, cross-border electronic service, application of CISG, dormant investment by foreign investors in Chinese enterprises, and recognition and enforcement of foreign judgments.


On 31 Dec. 2021, the Supreme People's Court (SPC) issued the “Conference Summary of the Symposium on Foreign-related Commercial and Maritime Trials of Courts Nationwide” (hereinafter referred to as the “2021 Conference Summary”, 全国法院涉外商事海事审判工作座谈会会议纪要).

As introduced in our earlier post, the Chinese courts issue conference summaries from time to time, which can serve as guidance to the judges in their trials. However, the conference summary is not a legally binding normative document as the judicial interpretation, but only represents the consensus among the majority of judges, which is similar to the prevailing opinion. For more information about the Conference Summary, please read “How China's Court Conference Summary Affects the Trial?”. 

According to the previous explanation of the Second Civil Division of the SPC on the nature of the 2019 Conference Summary of Civil and Commercial Trial of Courts Nationwide (全国法院民商事审判工作会议纪要), a conference summary is not a judicial interpretation, and therefore the court, on the one hand, cannot invoke it as the legal basis for judgment, but on the other hand, can make the reasoning on the application of law according to the conference summary in the "Court Opinion" part.

The 2021 Conference Summary is based on the symposium on foreign-related commercial and maritime trials of courts nationwide held by the SPC on 10 June 2021, and is prepared by the SPC after considering the opinions of all parties.

The 2021 Conference Summary represents the consensus of Chinese courts on cross-border commercial and maritime litigation. If you have been or may be involved in cross-border litigation in China, you must pay attention to the Conference Summary.

There are 111 articles and three parts in the 2021 Conference Summary: a). foreign-related commercial matters (Articles 1-50); b) foreign-related maritime matters (Articles 51-89); and c) judicial review of arbitration (Articles 90-111).

The following points are noteworthy in the 2021 Conference Summary.

I. Jurisdiction agreement of cross-border consumer online shopping contracts

Where the e-commerce platform uses standard terms to conclude cross-border online shopping contracts with consumers but fails to reasonably remind consumers of the jurisdiction clause contained therein, consumers can claim that the jurisdiction clause should be excluded from the contract.

In addition, even when the e-commerce platform has fulfilled the obligation of reasonable notification, if the jurisdiction clause stipulates that the competent court is in a foreign country other than that of the consumer's residence, which unreasonably increases the cost for consumers to seek relief, consumers can claim to invalidate the jurisdiction clause as well.

This means that Chinese consumers can sue overseas e-commerce platforms, such as Amazon (e.g. Amazon Global Store), in China, without being bound by the jurisdiction agreement formulated by Amazon.

II. Exclusive jurisdiction agreement

In terms of jurisdiction, the presumption of exclusive jurisdiction agreement is to be clarified. If a jurisdiction agreement signed by the parties to a foreign-related contract or other property disputes explicitly stipulates the competent court of a certain country, but fails to stipulate its nature as a non-exclusive jurisdiction agreement, it shall be construed as an exclusive jurisdiction agreement.

Related Posts:

III. Litigation evasion and being barred from leaving the country

In the trial of foreign-related commercial disputes, relevant personnel falling under all the following conditions may be barred from leaving China by the court: a). he who is involved in pending foreign-related commercial cases in China; b) he who being barred from leaving China is a party to the pending case or the legal representative/person in charge of the said party; c) he who may evade litigation/performance of legal obligations; d) he who is critical to the integrity of the legal proceedings or may render the judgment unenforceable if he leaves China.

"[H]e who may evade litigation/performance of legal obligations" refers to the circumstance where the applicant is very likely to win the civil lawsuit, so the respondent may evade litigation/performance of legal obligations by means of leaving China.

However, if the respondent has sufficient property available for seizure within the territory of China, he/she shall not be barred from leaving China.

IV. Cross-border electronic service

If a Chinese court needs to serve the process on the person to be served without domicile in China, and electronic service is not prohibited by the national law of the country of the person to be served, the Chinese court may serve the process by electronic service according to law, unless otherwise prohibited by the international treaties concluded or acceded to by China.

If the country of the person to be served is a Contracting State of the Convention on the Service Abroad of Judicial and Extrajudicial Documents in Civil or Commercial Matters (the “Hague Service Convention”) and objects service by mail under the Hague Service Convention, it shall be construed that it does not allow electronic service, and the Chinese court cannot serve the process by electronic service.

V. Application of CISG

Contracts for the international sale of goods concluded by parties whose places of business are in different Contracting States of CISG shall be tacitly governed by CISG, unless otherwise explicitly agreed by the parties.

VI. Dormant investment by foreign investors in Chinese enterprises

If a foreign investor makes a dormant investment in a Chinese enterprise and now requests to confirm or change his/her shareholder status, the Chinese court shall deal with the request in the following ways:

1. If the Chinese enterprise falls under fields prohibited by the negative list of foreign investment, the request will be denied;

2. If the Chinese enterprise does not fall under fields prohibited by the negative list of foreign investment, the court shall make a judgment that the nominal shareholder shall transfer the equity under its name to the de facto investor;

3. If the Chinese enterprise falls under fields restricted by the negative list of foreign investment, the court shall make a judgment that the nominal shareholder shall transfer the equity under its name to the de facto investor, and assist the foreign-invested enterprise in going through the examination and approval procedures.

It is worth noting that in the past, many foreign investors entrusted Chinese parties as nominal shareholders to hold shares on their behalf to avoid China's regulation on foreign investment. Now, after the relaxation of China's regulation on foreign investment, foreign investors require holding shares in their own names. These foreign investors should take note of the above rules.

VII. Recognition and enforcement of foreign judgments

Chinese courts will first examine whether the country where the judgment is rendered and China have concluded or acceded to international treaties. If yes, the pertinent international treaty shall prevail; if no, or if yes but in the absence of relevant provisions in the international treaty, Chinese courts shall examine the existence of reciprocity between the said country and China.

Specifically, Chinese courts will recognize the existence of reciprocity in case of any of the following circumstances:

1. where the civil and commercial judgments made by Chinese courts can be recognized and enforced by the courts of that country according to the law of that country;

2. where China has reached an understanding or consensus on reciprocity with the country where the judgment-making court is located; or

3. where the country where the court is located has made reciprocal commitments to China through diplomatic channels or China has done so to that country, and there is no evidence to suggest that that country has refused, on the ground of reciprocity, to recognize and enforce the judgments/rulings made by Chinese courts.

Contributors: Guodong Du 杜国栋 , Meng Yu 余萌

Save as PDF

You might also like