Наблюдатель за правосудием Китая

中 司 观察

Английскийарабском Китайский (упрощенное письмо)ГолландскийФранцузскийНемецкийХиндиИтальянскийЯпонскийКорейскийПортугальскийРусскийИспанскийШведскийдревнееврейскийИндонезийскийВьетнамскийТайскийТурецкийMalay

Что нового в китайских правилах международной гражданской юрисдикции? (A) - Карманный справочник по Гражданскому процессуальному закону Китая 2023 г. (2)

Вс, 26 ноя 2023
Категории: Инсайты
Авторы: Мэн Ю 萌
Редактор: Шуай Хуан 黄 帅

аватар

 

Пятая поправка (2023 г.) к Гражданскому процессуальному закону КНР открыла новую главу правил международной гражданской юрисдикции в Китае, охватывающую четыре типа юрисдикционных оснований, параллельное производство, lis alibi pendens и forum non conveniens. В этом посте основное внимание уделяется четырем типам оснований юрисдикции, а именно специальной юрисдикции, юрисдикции по соглашению, юрисдикции по представлению и исключительной юрисдикции.

Ключевые вынос:

  • В Пятой поправке (2023 г.) к Гражданскому процессуальному закону КНР в общей сложности семь новых статей (ст. 276–282) открыли новую главу правил международной гражданской юрисдикции в Китае, охватывающую четыре типа юрисдикционных оснований, параллельное производство, lis alibi pendens и forum non conveniens.
  • В соответствии с правилом об особой юрисдикции (ст. 276) китайские суды могут осуществлять юрисдикцию в отношении споров, связанных с иностранцами (кроме тех, которые связаны с отношениями идентичности), возбужденных против ответчиков, проживающих за рубежом, при условии, что одна из пяти перечисленных выше инстанций находится на территории Китая. Китай. Более того, он также впервые вводит принцип «надлежащей связи»: китайские суды могут осуществлять юрисдикцию в отношении споров, связанных с иностранными государствами, если споры имеют другие надлежащие связи с Китаем.
  • В соответствии с правилом юрисдикции по соглашению (ст. 277) больше не требуется, чтобы выбранный суд имел «фактическую связь» со спором в случаях, когда выбранными судами являются китайские суды.
  • В соответствии с правилом о юрисдикции по представлению (ст. 278), если стороны не выдвигают каких-либо возражений против юрисдикции и отвечают на защиту или подают встречные иски, китайские суды считаются обладающими юрисдикцией.
  • Правило исключительной юрисдикции (ст. 279) вводит два новых типа дел в качестве основания для установления исключительной юрисдикции китайскими судами.

1 сентября 2023 года Пятая поправка к Гражданскому процессуальному закону КНР («CPL 2023») была принята высшим законодательным органом Китая — Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей. CPL 2023 года внес существенные изменения в международные гражданские процедуры. Среди прочего, серьезные изменения можно найти в правилах международной гражданской юрисдикции, признания и исполнения иностранных судебных решений, а также трансграничного процессуального обслуживания.

Цель этого карманного руководства — познакомить читателей CJO с важными событиями в CPL 2023 года. Одним из самых ярких пятен Пятой поправки является набор из семи положений - Ст. 276-282 - открыл новую главу правил международной гражданской юрисдикции в Китае, охватывающую четыре типа юрисдикционных оснований, параллельное производство, lis alibi pendens и forum non conveniens.

В качестве второй статьи в «Карманном справочнике» этот пост посвящен правилам международной гражданской юрисдикции, в частности четырем типам оснований юрисдикции, а именно: специальная юрисдикция, юрисдикция по соглашению (консенсуальная юрисдикция), юрисдикция по представлению (приостановка юрисдикции), и исключительная юрисдикция.

Похожие статьи:

I. Особая юрисдикция (ст. 276)

«Статья 276. Если иск по гражданскому спору, связанному с иностранцами, за исключением случаев, связанных с отношениями личности, предъявлен к ответчику, не имеющему постоянного места жительства на территории Китайской Народной Республики, народный суд по месту заключения договора Подсудность может иметь место исполнения договора, местонахождение предмета судебного разбирательства, местонахождение имущества, доступного для ареста, место правонарушения или место нахождения представительства, если место исполнения договора договора, место исполнения договора, местонахождение предмета судебного разбирательства, местонахождение имущества, подлежащего аресту, место правонарушения или место нахождения представительства находятся на территории Народной Республики. Китай.

За исключением случаев, предусмотренных в предыдущем параграфе, гражданские споры, связанные с иностранцами, которые в остальном имеют надлежащую связь с Китайской Народной Республикой, могут подпадать под юрисдикцию народных судов».

Это положение известно как правило «специальной территориальной юрисдикции» (или для краткости «специальной юрисдикции»), в отличие от правила «общей территориальной юрисдикции» в Уголовно-процессуальном кодексе, которое устанавливает местожительство ответчика в качестве основания для юрисдикции.

Согласно ст. 276, абз. 1, китайские суды могут осуществлять юрисдикцию в отношении споров, связанных с иностранцами (за исключением тех, которые связаны с отношениями идентичности), возбужденных против ответчиков, проживающих за границей, при условии, что одна из пяти перечисленных выше инстанций находится на территории Китая. Предшественником этой статьи является ст. 272 CPL 2021 года.

Наиболее важным моментом этой статьи (или, возможно, этой поправки) является добавление второго параграфа. В этом параграфе впервые вводится принцип надлежащей связи: китайские суды могут осуществлять юрисдикцию в отношении споров, связанных с иностранцами, если споры имеют другие надлежащие связи с Китаем, независимо от того, находятся ли вышеупомянутые пять судов на территории Китая. Что считать «надлежащей связью», остается на усмотрение китайских судей.

Одно можно сказать наверняка: это новое положение направлено на расширение юрисдикции китайских судов по гражданским и коммерческим делам, связанным с иностранцами.

II. Юрисдикция по соглашению (ст. 277)

Искусство. 277 CPL 2023 года, в которой рассматривается юрисдикция по соглашению, гласит следующее:

«Статья 277. Если стороны гражданского спора, связанного с иностранцами, в письменной форме договариваются о выборе народного суда по юрисдикции, народный суд может обладать юрисдикцией».

Правило юрисдикции по соглашению было установлено еще в 1991 году, когда был принят УПК, в ст. 244 части IV «Специальные положения о гражданских исках, связанных с иностранными делами», которая закрепляла право сторон на выбор суда подсудности по соглашению, но в то же время налагала некоторые ограничения на автономию сторон, в том числе требование о том, чтобы выбранный суд юрисдикция должна иметь фактическую связь со спором. Во Второй поправке к Уголовному кодексу в 2012 году эта статья была объединена с положениями о юрисдикции внутренних судебных разбирательств по соглашению и перенесена в Часть II «Судебная процедура». После слияния содержание практически не изменилось (за исключением некоторых формулировок), и предыдущие ограничения, включая фактические требования к подключению, все еще применяются.

По сравнению с предшественницей, наиболее существенное изменение в этой статье касается «ограничений». Понятно, что никаких других ограничений, кроме условия «письменного договора», нет. Другими словами, больше не требуется, чтобы выбранный суд имел «фактическую связь» со спором. 

Однако следует отметить, что тот факт, что «никакая фактическая связь не требуется» применяется только к случаям, когда стороны выбрали в качестве суда юрисдикции китайские суды (а не иностранные суды). В случаях, когда стороны выбрали иностранные суды, требование о «фактической связи» по-прежнему применяется согласно ст. 529 Интерпретации CPL 2022 года.

Если выбранный сторонами иностранный суд не имеет фактического отношения к спору, возникнут ли какие-либо препятствия для признания и исполнения решения иностранного суда в Китае? Этот вопрос требует анализа положений УПК 2023 года относительно признания и исполнения иностранных судебных решений, прежде всего в ст. 300 и 301. Подробный анализ читайте «Что нового в китайских правилах признания и исполнения иностранных судебных решений? - Карманный справочник по Гражданскому процессуальному закону Китая 2023 г. (1)". 

Похожие темы:

III. Подсудность по представлению (Пророгация подсудности) (ст. 278)

Искусство. 278 Уголовно-процессуального кодекса 2023 года, в которой рассматривается юрисдикция по представлению (приостановка юрисдикции), гласит следующее:

«Статья 278. Если стороны не выдвигают каких-либо возражений против юрисдикции и отвечают на защиту или предъявляют встречные иски, считается, что народный суд обладает юрисдикцией».

Правило юрисдикции по представлению имеет аналогичную судьбу с правилом юрисдикции по соглашению, оба из которых раньше относились к части гражданских исков, связанных с иностранцами, CPL и применялись исключительно к гражданским спорам, связанным с иностранцами. Однако во Второй поправке к Уголовному кодексу в 2012 году положение этой статьи было перенесено из Части IV в Часть II и стало применимым как к иностранным, так и к внутренним гражданским спорам.

Теперь правило о юрисдикции путем подачи вернулось на свое исходное место, снова став положением о юрисдикции путем подачи, специально применимым к гражданским спорам, связанным с иностранцами, в Части IV. По содержанию существенных изменений нет. Короче говоря, есть два требования – одно бездействие, т.е. не выдвигать возражения против юрисдикции, и одно действие, т.е. реагировать на защиту или подавать встречные иски. Основным изменением в этой редакции является добавление «встречного иска», который теперь признается как действие, указывающее на признание юрисдикции суда, в дополнение к «ответу в защиту».

IV. Исключительная юрисдикция (ст. 279)

Искусство. 279 Уголовно-процессуального кодекса 2023 года, касающаяся исключительной юрисдикции, гласит следующее:

«Статья 279. Народный суд обладает исключительной юрисдикцией в отношении следующих гражданских дел:

1) действия, возбужденные в связи со спорами по поводу создания, роспуска и ликвидации юридического лица или другой организации, созданной на территории Китайской Народной Республики, а также действительности решения, принятого указанным юридическим лицом, или другая организация;

(2) действия, возбужденные в связи со спорами, связанными с проверкой действительности прав интеллектуальной собственности, предоставленных на территории Китайской Народной Республики; и

(3) действия, возбужденные в связи со спорами, возникающими в связи с выполнением контрактов о совместных китайско-иностранных акционерных предприятиях, контрактов о китайско-иностранных совместных кооперативных предприятиях, а также контрактов о китайско-иностранной совместной разведке и разработке природных ресурсов на территории Китайской Народной Республики. ».

По сравнению со своей предшественницей (ст. 273 УПК 2021 г.) эта статья вводит еще два типа дел (а именно, первые два из трех типов) в качестве основания для установления исключительной юрисдикции китайских судов.

Правило об исключительной юрисдикции имеет решающее значение, поскольку оно также необходимо для определения того, подпадает ли спор под исключительную юрисдикцию китайских судов в ситуациях, связанных с параллельным производством, неудобным форумом, признанием и исполнением иностранных судебных решений и других обстоятельствах.

Похожие темы:

 

Фото Денис Невожай on Unsplash

 

Авторы: Мэн Ю 萌

Сохранить как PDF

Вас также может заинтересовать

Юридический перекресток: Канадский суд отказывает в вынесении упрощенного решения ради признания китайского решения, когда сталкивается с параллельным разбирательством

В 2022 году Верховный суд Онтарио, Канада, отказался вынести решение в порядке упрощенного судопроизводства для исполнения денежного решения Китая в контексте двух параллельных разбирательств в Канаде, указав, что эти два разбирательства должны проводиться одновременно, поскольку фактическое и юридическое дублирование имеет место и подлежит судебному разбирательству. вопросы касались защиты естественной справедливости и государственной политики (Циндао Топ Стил Индастриал Ко. Лтд. против Fasteners & Fittings Inc., 2022 ONSC 279).

Заявления о гражданском урегулировании в Китае: подлежат ли исполнению в Сингапуре?

В 2016 году Высокий суд Сингапура отказался вынести решение в упрощенном порядке для принудительного исполнения китайского заявления о гражданском урегулировании, сославшись на неопределенность в отношении характера таких заявлений об урегулировании, также известных как «(гражданские) посреднические решения» (Ши Вэнь Юэ против Ши Миньцзю и Анора). 2016] СГХК 137).

Что нового в китайских правилах международной гражданской юрисдикции? (B) - Карманный справочник по Гражданскому процессуальному закону Китая 2023 г. (3)

Пятая поправка (2023 г.) к Гражданскому процессуальному закону КНР открыла новую главу правил международной гражданской юрисдикции в Китае, охватывающую четыре типа юрисдикционных оснований, параллельное производство, lis alibi pendens и forum non conveniens. В этом посте основное внимание уделяется тому, как конфликты юрисдикции разрешаются с помощью таких механизмов, как lis alibi pendens и forum non conveniens.

Что нового в китайских правилах международной гражданской юрисдикции? (A) - Карманный справочник по Гражданскому процессуальному закону Китая 2023 г. (2)

Пятая поправка (2023 г.) к Гражданскому процессуальному закону КНР открыла новую главу правил международной гражданской юрисдикции в Китае, охватывающую четыре типа юрисдикционных оснований, параллельное производство, lis alibi pendens и forum non conveniens. В этом посте основное внимание уделяется четырем типам оснований юрисдикции, а именно специальной юрисдикции, юрисдикции по соглашению, юрисдикции по представлению и исключительной юрисдикции.

Что нового в китайских правилах признания и исполнения иностранных судебных решений? - Карманный справочник по Гражданскому процессуальному закону Китая 2023 г. (1)

Пятая поправка (2023 г.) к Гражданскому процессуальному закону КНР ввела долгожданную норму об основаниях отказа в признании и приведении в исполнение. На этот раз четыре новые статьи представляют собой недостающую часть основы признания и исполнения иностранных судебных решений в Китае.

China Justice Observer

中司观察

EnglishArabicChinese (Simplified)DutchFrenchGermanHindiItalianJapaneseKoreanPortugueseRussianSpanishSwedishHebrewIndonesianVietnameseThaiTurkishMalay

What’s New for China’s Rules on International Civil Jurisdiction? (A) - Pocket Guide to 2023 China’s Civil Procedure Law (2)

Sun, 26 Nov 2023
Categories: Insights
Contributors: Meng Yu 余萌

avatar

 

The Fifth Amendment (2023) to the PRC Civil Procedure Law has opened a new chapter on international civil jurisdiction rules in China, covering four types of jurisdictional grounds, parallel proceedings, lis alibi pendens, and forum non conveniens. This post focuses on the four types of jurisdictional grounds, namely special jurisdiction, jurisdiction by agreement, jurisdiction by submission, and exclusive jurisdiction.

Key takeaways:

  • In the Fifth Amendment (2023) to the PRC Civil Procedure Law, a total of seven new articles (Arts. 276-282) has opened a new chapter on international civil jurisdiction rules in China, covering four types of jurisdictional grounds, parallel proceedings, lis alibi pendens, and forum non conveniens.
  • Under the special jurisdiction rule (Art. 276), Chinese courts may exercise jurisdiction over foreign-related disputes (other than those involving identity relationships) brought against defendants domiciled abroad, provided that one of the five venues listed above is located within the territory of China. Moreover, it also introduces for the first time the principle of “proper connection” – Chinese courts may exercise jurisdiction over foreign-related disputes if the disputes have other proper connections with China.
  • Under the rule of jurisdiction by agreement (Art. 277), there is no longer a requirement that the chosen court must have an “actual connection” with the dispute in cases where Chinese courts are the chosen courts.
  • Under the rule on jurisdiction by submission (Art. 278), where the parties do not raise any objection to jurisdiction and respond to defend or file counterclaims, Chinese courts shall be deemed to have jurisdiction.
  • The exclusive jurisdiction rule (Art. 279) introduces two new types of cases as the basis for Chinese courts to establish exclusive jurisdiction.

On 1 Sept. 2023, the Fifth Amendment to the PRC Civil Procedure Law (the ‘2023 CPL’) was adopted by China’s top legislature, the National People’s Congress’s Standing Committee. The 2023 CPL has made significant modifications to international civil procedures. Among others, major changes can be found in rules on international civil jurisdiction, recognition and enforcement of foreign judgments, and cross-border service of process.

The purpose of this Pocket Guide is to acquaint CJO readers with these salient developments in the 2023 CPL. As one of the brightest spots in the Fifth Amendment, a set of seven provisions -Arts. 276-282 - has opened a new chapter on international civil jurisdiction rules in China, covering four types of jurisdictional grounds, parallel proceedings, lis alibi pendens, and forum non conveniens.

As the second article in the Pocket Guide, this post focuses on the rules of international civil jurisdiction, in particular the four types of jurisdictional grounds, namely special jurisdiction, jurisdiction by agreement (consensual jurisdiction), jurisdiction by submission (prorogation of jurisdiction), and exclusive jurisdiction.

Related Posts:

I. Special Jurisdiction (Art. 276)

“Article 276 Where an action for a foreign-related civil dispute, save that involving identity relationships, is instituted against a defendant that has no domicile within the territory of the People’s Republic of China, the people’s court at the place of conclusion of the contract, the place of performance of the contract, the location of the subject matter of litigation, the location of the properties available for seizure, the place of infringement act or the domicile of the representative office may have jurisdiction, if the place of execution of the contract, the place of performance of the contract, the location of the subject matter of litigation, the location of the properties available for seizure, the place of infringement act or the domicile of the representative office is located within the territory of the People’s Republic of China.

Except as provided in the preceding paragraph, foreign-related civil disputes that otherwise have a proper connection with the People’s Republic of China may fall under the jurisdiction of the people’s courts.”

This provision is known as the rule of “special territorial jurisdiction” (or “special jurisdiction” for short), as opposed to the rule of ‘general territorial jurisdiction’ in the CPL, which establishes the defendant’s domicile as the basis for jurisdiction.

Pursuant to Art. 276, para. 1, Chinese courts may exercise jurisdiction over foreign-related disputes (except those involving identity relationships) brought against defendants domiciled abroad, provided that one of the five venues listed above is located within the territory of China. The predecessor of this Article is Art. 272 of the 2021 CPL.

The most significant highlight of this Article (or possibly of this Amendment) lies in the addition of the second paragraph. This paragraph introduces the principle of proper connection for the first time – Chinese courts may exercise jurisdiction over foreign-related disputes if the disputes have other proper connections with China, regardless of whether the aforementioned five venues are within the territory of China. What constitutes a “proper connection” is left to the discretion of Chinese judges.

One thing is for sure, this new provision aims to expand the jurisdiction of Chinese courts over foreign-related civil and commercial cases.

II. Jurisdiction by Agreement (Art. 277)

Art. 277 of the 2023 CPL, which addresses jurisdiction by agreement, reads as follows:

“Article 277 Where the parties to a foreign-related civil dispute agree in writing to choose a people’s court for jurisdiction, the people’s court may have jurisdiction.”

The rule of jurisdiction by agreement was established as early as 1991 when the CPL was enacted, in Art. 244 of Part IV “Special Provisions on Foreign-related Civil Actions”, which affirmed the parties’ rights to choose the court of jurisdiction by agreement, and at the same time imposed some limitations on party autonomy, including the requirement that the chosen court of jurisdiction must have an actual connection with the dispute. In the Second Amendment of the CPL in 2012, this Article was merged with the provisions on the jurisdiction of domestic litigation by agreement, and relocated to Part II “Trial Procedure”. After the merger, the content remained essentially unchanged (except for some wording), and the previous limitations, including the actual connection requirement, still apply.

Compared to its predecessor, the most significant change in this Article is in the “limitations”. It is clear that there are no other restrictions other than the condition of a “written agreement”. In other words, there is no longer a requirement for the chosen court to have an “actual connection” with the dispute. 

It should be noted, however, that the fact that “no actual connection is required” applies only to cases where the parties have chosen Chinese courts (not foreign courts) as the court of jurisdiction. In cases where the parties have chosen foreign courts, the “actual connection” requirement still applies pursuant to Art. 529 of the 2022 CPL Interpretation.

If the foreign court chosen by the parties has no actual connection with the dispute, will there be any obstacles to the recognition and enforcement of the foreign court’s judgment in China? This question requires an analysis of the provisions of the 2023 CPL regarding the recognition and enforcement of foreign judgments, primarily in Arts. 300 and 301. For a detailed analysis, please read “What’s New for China’s Rules on Foreign Judgments Recognition and Enforcement? - Pocket Guide to 2023 China’s Civil Procedure Law (1).” 

Related Post:

III. Jurisdiction by Submission (Prorogation of Jurisdiction) (Art. 278)

Art. 278 of the 2023 CPL, which addresses jurisdiction by submission (prorogation of jurisdiction), reads as follows:

“Article 278 Where the parties do not raise any objection to jurisdiction and respond to defend or file counterclaims, the people’s court shall be deemed to have jurisdiction.”

The rule of jurisdiction by submission has a similar fate to the rule of jurisdiction by agreement, both of which used to be in the Part of foreign-related civil actions of the CPL and applied exclusively to foreign-related civil litigation. However, in the Second Amendment to the CPL in 2012, the position of the Article was moved from Part IV to Part II and made applicable to both foreign-related and domestic civil litigation.

Now, the rule of jurisdiction by submission has returned to its original place, once again becoming a provision on jurisdiction by submission specifically applicable to foreign-related civil litigation in Part IV. In terms of content, there are no significant changes. In brief, there are two requirements – one inaction, i.e., not to raise an objection to jurisdiction, and one action, i.e., respond to defend or file counterclaims. The primary change in this revision is the addition of “counterclaim”, which is now recognized as an action indicating acceptance of the court’s jurisdiction, in addition to “responding to defend”.

IV. Exclusive Jurisdiction (Art. 279)

Art. 279 of the 2023 CPL, which addresses exclusive jurisdiction, reads as follows:

“Article 279 A people’s court shall have exclusive jurisdiction over the following civil cases:

(1) actions initiated due to disputes over the establishment, dissolution, and liquidation of a legal person or any other organization established within the territory of the People’s Republic of China, as well as the validity of a resolution passed by the said legal person or other organization;

(2) actions initiated due to disputes relating to the examination of the validity of intellectual property rights granted within the territory of the People's Republic of China; and

(3) actions initiated due to disputes arising from the performance of Sino-foreign equity joint venture contracts, Sino-foreign cooperative joint venture contracts, and Sino-foreign cooperative exploration and development of natural resources contracts within the territory of the People's Republic of China.”

Compared to its predecessor (Art. 273 of the 2021 CPL), this Article introduces another two types of cases (namely, the first two of the three types) as the basis for establishing the exclusive jurisdiction of Chinese courts.

The rule on exclusive jurisdiction is crucial, as it is also necessary to determine whether a dispute falls under the exclusive jurisdiction of Chinese courts in situations involving parallel proceedings, forum non conveniens, recognition and enforcement of foreign judgments, and other circumstances.

Related Post:

 

Photo by Denys Nevozhai on Unsplash

 

Contributors: Meng Yu 余萌

Save as PDF

You might also like

Legal Crossroads: Canadian Court Denies Summary Judgment for Chinese Judgment Recognition When Faced with Parallel Proceedings

In 2022, the Ontario Superior Court of Justice of Canada refused to grant summary judgment to enforce a Chinese monetary judgment in the context of two parallel proceedings in Canada, indicating that the two proceedings should proceed together as there was factual and legal overlap, and triable issues involved defenses of natural justice and public policy (Qingdao Top Steel Industrial Co. Ltd. v. Fasteners & Fittings Inc. 2022 ONSC 279).

Chinese Civil Settlement Statements: Enforceable in Singapore?

In 2016, the Singapore High Court refused to grant summary judgment to enforce a Chinese civil settlement statement, citing uncertainty about the nature of such settlement statements, also known as ‘(civil) mediation judgments’ (Shi Wen Yue v Shi Minjiu & Anor [2016] SGHC 137).

What’s New for China’s Rules on International Civil Jurisdiction? (B) - Pocket Guide to 2023 China’s Civil Procedure Law (3)

The Fifth Amendment (2023) to the PRC Civil Procedure Law has opened a new chapter on international civil jurisdiction rules in China, covering four types of jurisdictional grounds, parallel proceedings, lis alibi pendens, and forum non conveniens. This post focuses on how conflicts of jurisdiction are resolved through mechanisms such as lis alibi pendens, and forum non conveniens.

What’s New for China’s Rules on International Civil Jurisdiction? (A) - Pocket Guide to 2023 China’s Civil Procedure Law (2)

The Fifth Amendment (2023) to the PRC Civil Procedure Law has opened a new chapter on international civil jurisdiction rules in China, covering four types of jurisdictional grounds, parallel proceedings, lis alibi pendens, and forum non conveniens. This post focuses on the four types of jurisdictional grounds, namely special jurisdiction, jurisdiction by agreement, jurisdiction by submission, and exclusive jurisdiction.